admin
Сделать стартовойДобавить в избранное
Электронное периодическое издание

На главную      Контакты      Карта сайта
СобытияДомМодаРынокПерсонаШколаВидео
главная | Персона

Сумасбродка из Маргейта

31.10.2007

Трейси Эмин, скандально известная британская художница. Использует различные медиа в провокационной манере. Критики (и психологи) упорно пытаются разгадать секреты ее творческого метода. Результаты поисков впечатляют: «крутая тетка», сумасбродка, эксгибиционистка, бездарность, тонкий психолог, тупоумная, сексуальная маньячка, посредственность, «художник ли она?» и т.д. Между тем, 44-летняя незамужняя Эмин (действительный член Королевской Академии искусств) проживает вдвоем с котом по кличке Докит в богемном районе Лондона, имеет свой зал в галерее Тейт и выставляется по всему миру.

УНИВЕРСИТЕТЫ

Трейси Эмин родилась 3 июля 1963 в городке Кройдон в предместье Лондона (ныне в его границах) с братом-близнецом Полом, но выросла в курортном местечке Маргейт на побережье Северного моря в графстве Кент. Ее отец, Карим Эмин - турок-киприот по происхождению, мать – из лондонского Ист-энда (в то время заселенного иммигрантами). Отец не был официальным супругом ее матери, был женат на другой женщинеи содержал 2 семьи.  Он управлял международным отелем в Маргейте. Когда его дела расстроились, семье Трейси пришлось резко урезать расходы. Сведения о детстве Трейси весьма противоречивы. Она выросла «в свободном полете». С ее слов, будучи подростком, подверглась насилию. Возможно, уже в раннем возрасте ей были свойственны импульсивность и склонность к саморазрушению; она посещала центр реабилитации.

Лондон в районе Ист-эндагородок Маргейт расположен на морском побережье

Известно, что в 1980 Трейси (не без проблем) приняли на 2-летний курс дизайна в Медвей-колледж. Школа располагалась в чудном месте - в небольшом зеленом городке Мейдстоун на реке Медвей. Но, оценки, которые она получила после первого семестра, привели ее в шок: дизайн – 0, рисунок – 0 и еще три «0»! Трейси вспоминала: «В страхе я села на поезд и уехала домой в Маргейт. Весь уикенд проплакала, а вечером в воскресенье мама успокоила меня, вручила сэндвичи и проводила обратно в колледж». В следующие 1,5 года Трейси получала только высшие баллы.Трейси Эмин в колледже

В 1982 Трейси познакомилась с 22-летним рок-музыкантом Билли Чайлдишем. К этому времени Билли успел сменить две рок-группы: TV21 (до 1977) и the Pop Rivets (1977-1980), создать литературное общество «Поэты Медвея» (1979), провести Кентский литературный и Кембриджский поэтический фестивали (1981). Наконец, Билли только что отчислили с живописного отделения престижного Лондонского института искусств.Трейси вспоминала: «Я была нигилисткой, ни во что и ни в кого не верила... Билли был первым человеком в моей жизни, который делал, что хотел». Не удивительно, что 19-летняя Трейси мгновенно влюбилась в «деятеля искусств». Мэтр ответил взаимностью. Она даже редактировала его первые книжки исповедальной поэзии, вышедшие в издательстве Hangman Books. Они были вместе до 1987.Трейси вспоминала: «Я была нигилисткой, ни во что и ни в кого не верила... Билли был первым человеком в моей жизни, который делал, что хотел». Не удивительно, что 19-летняя Трейси мгновенно влюбилась в «деятеля искусств». Мэтр ответил взаимностью. Она даже редактировала его первые книжки исповедальной поэзии, вышедшие в издательстве Hangman Books. Они были вместе до 1987.

ОБложка сборника группы BuffmedwaysПоэты Медвея

После окончания Медвей-колледжа в 1982 Трейси год изучала издательское дело в школе искусств Джона Касса. Решив заняться живописью (под влиянием Билли), она поступила в университетский колледж искусств Мейдстоуна. Она признавалась: «Эти 3 года были самыми счастливыми в моей жизни: я училась в колледже искусств, жила на берегу реки и проводила время в обществе самого Билли Чайлдиша».

Колледж в Мэйдстоуне

Мейдстоун-колледж отличался от других школ искусств усиленными курсами политики, права и психологии. В числе творческих дисциплин: живопись, графика, анимация, фотография, печать, иллюстрирование и видео. В колледже Трейси была секретарем студенческого союза, организатором всяких акций.Мейдстоун-колледж отличался от других школ искусств усиленными курсами политики, права и психологии. В числе творческих дисциплин: живопись, графика, анимация, фотография, печать, иллюстрирование и видео. В колледже Трейси была секретарем студенческого союза, организатором всяких акций. День, когда объявили результаты курса, Трейси запомнила навсегда. Найдя себя в списке, она прочитала - «первая» и залилась слезами. По окончании колледжа в 1986 Трейси получила степень бакалавра искусств. Позднее, будучи уже известной в Англии художницей, Трейси побывала в своем колледже. На стене в коридоре она увидела студенческую надпись «smash racism» (гаси расизм). Ко второму слову была приписана буква «t» так, что получилось «smash tracism» (гаси трейси-зм). Такую оценку поставили студенты ее неоднозначной репутации.

Королевский колледж искусств в ЛондонеКолледж Бирбек Лондонского университета

В 1987 Трейси Эмин переехала в Лондон и поступила в Королевский колледж искусств. Окончив университетский курс живописи, она получила степень магистра и мантию. В этот период Трейси металась в поисках своего творческого лица. В 1987 Трейси Эмин переехала в Лондон и поступила в Королевский колледж искусств. Окончив университетский курс живописи, она получила степень магистра и мантию. В этот период Трейси металась в поисках своего творческого лица. Даже изучала философию в Биркбеке (колледже Лондонского университета). Позднее Эмин посчитала свои работы этого периода неудачными и уничтожила их.

BRITARTIST 

В начале 1990-х Трейси Эмин примкнула к художественной группе «Young British Artists» (Молодые британские художники) или Britartists. Творческое чутье не подвело Трейси. Лидер группы, Дэмьен Херст (лауреат премии Тернера 1995) – самый дорогой современный художник.В начале 1990-х Трейси Эмин примкнула к художественной группе «Young British Artists» (Молодые британские художники) или Britartists. Творческое чутье не подвело Трейси. Лидер группы, Дэмьен Херст (лауреат премии Тернера 1995) – самый дорогой современный художник. Он доминирует на британской арт-сцене с начала 1990-х. Смерть - центральная тема в его работах. Многим известна его серия под названием Natural History (История природы). Она представляет собой не что иное, как заформалиненных животных (акула, овца или корова – это разные работы серии).

Дэмьен Хэрст - лидер британского авангардаДэмьен Хэрст "Акула" из серии "История природы"

В июне 2007 года объект Херста «Весенняя колыбельная» (аптекарский шкафчик с разноцветными таблетками) был продан на аукционе Sotheby's за рекордные 19,3 млн. долларов. После чего несколько арт-критиков пытались свести счеты с жизнью.Другой его объект - инкрустированный бриллиантами платиновый череп – выставлен в лондонской галерее «Белый куб» и 30 августа 2007 продан за 100 млн. долларов! (Учтем, что шедевр выкупили вскладчину его друзья, и в пуле участвовал сам автор).

Дэмьен Хэрст "Весенняя колыбельная"Платиновый "череп" с бриллиантами Дэмьена Хэрста

Трейси Эмин в 1990-хВ центре Лондона на ул Сент-Джон множество небольших салонов
В 1993 Эмин на пару с художницей Сарой Лукас открыла в центральном районе Лондона салон-магазин. В нем подруги продавали свои работы, а также тенниски и подносы с изображением лидера Britartists Дэмьена Херста. Трейси работала и как продавец, и как поставщик. Кроме того, она писала меценатам письма с просьбой поддержать ее творчество 20 фунтами. Одним из меценатов оказался арт-дилер Джэй Джоплин, торгующий работами Херста (впоследствии он стал также дилером Трейси). В этот период Эмин сотрудничала с галеристом Иешуа Компстоном.

В 1994 в лондонской галерее «Белый куб» состоялась первая сольная выставка Трейси. Она называлась «Моя главная ретроспектива» и была насквозь автобиографична. Трейси выставила свои личные фотоснимки, фотографии своих  ранних (уничтоженных ею) живописных работ, а также предметы, которые большинство художников не решились бы показывать публике. Например, пачку сигарет, «которую ее родной дядя сжимал в руке после того, как в автомобильной аварии ему оторвало голову».

Слева - "Только часть меня"; справа - "Если ты так скажешь""Тату-4"

В середине 1990-х Трейси близко сошлась с Карлом Фридманом, другом Дэмьена Херста и куратором выставок Britartists («Игрок» и «Современная медицина»). В 1994 они вместе путешествовали по США, от Сан-Францизско до Нью-Йорка. По пути останавливались в барах и отелях, чтобы читать публике автобиографическую книгу Эмин «Исследование души» (Exploration of the Soul). Нужно было как-то покрыть расходы на поездку. Некоторое время пара жила на пляже в Уайтстебле в палатке, которую Трейси в 1999 воспроизвела в своей инсталляции «Последнее, что я тебе сказала, не оставляй меня здесь».

Трейси Эмин в 1990-хПляж в Уайтстебле"Последнее, что я тебе сказала, не оставляй меня"

В 1995 Карл Фридман был куратором выставки «Minky Manky» в галерее Южного Лондона, где свои работы выставили Сара Лукас, Гэри Хьюи, Дамьен Херст, Мэт Коллишоу, Гильберт & Джордж, Критикал Декор и Стивен Пиппин. Со слов Эмин: «В то время Сара (Лукас) была довольно известна, а я нет. Карл сказал мне, чтобы я сделала какую-нибудь большую работу, так как, по его мнению, мои мелкие вещи не смотрятся. Хотя я за это на него разозлилась, но работу все же сделала. Отступать было некуда». Эмин сотворила объект под названием «Все, с кем я спала в 1963-1995», который и выставила на «Minky Manky». Он представлял собой синюю палатку-шатер, внутри которой автор перечислила имена тех, с кем спала в отмеченный период. В списке присутствовали все ее родственники (из глубокого детства, включая брата-близнеца), сексуальные партнеры и даже ее неродившиеся дети… Это был вызов публике, коллегам, критикам и самой себе. Вызов был точен. «Объект» приобрел известный коллекционер и меценат Чарльз Саачи (за 145 тыс. фунтов) и включил в сенсационно успешную выставку 1997 в Королевской академии Лондона. Палатка Эмин выставлялась в Берлине и Нью-Йорке (в 2004 она сгорела во время пожара в хранилище галереи Саачи в Лондоне).

"Все, с кем я спала в 1963-1995" - внешний вид"Все, с кем я спала в 1963-1995" - интерьер

Благодаря этим событиям Трейси Эмин стала известной в артистических кругах. Широкая публика впервые познакомилась с ней в 1997 на 4-канале ТВ. Трейси участвовала в теледебатах по поводу работ, выдвинутых на премию Тернера. Премия Тернера (The Turner Prize) - одна из самых престижных в Европе наград в области современного искусства. Она присуждается советом лондонской галереи Тейт художнику (до 50 лет), проживающему или работающему

в Британии,  за выдающиеся работы, представленные публике в истекшем году. Размер приза – 30 тыс. фунтов (60 тыс. долл.). Заявленная тема теледебатов - «Смерть живописи». Повод для беседы - последние 3 года ни одна живописная работа не отмечена премией Тернера. Для обсуждения столь серьезной темы были приглашены крупные авторитеты: Вольдемар Янусчак и Роджер Скрутон.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Трейси Эмин, если бы она не появилась в прямом эфире «выпимши» (позднее она уверяла, что из-за сломанного пальца приняла таблетки против боли). Во время дебатов Трейси странно хихикала и никак не могла попасть в разговор. Видимо, решив, что виною всему ее оппоненты, она стала высмеивать присутствующих академиков.

Возмущенные участники дискуссии запротестовали. В ответ Трейси заключила: «говорить здесь не с кем…хочу домой, к маме». На следующий день газеты подробно описали увиденный спектакль. Так, вне связи с ее искусством, вся Англия узнала Трейси как «сумасбродку из Маргейта». Но публика не представляла, с кем имеет дело, и не смогла оценить перспективу.

Раньше Трейси Эмин не нравились академики

СЛАВА

Спустя 2 года после дебюта на ТВ, в 1999, инсталляция Трейси Эмин «Моя кровать» была номинирована на премию Тернера и выставлена в галерее Тейт. Публика с крайне смешанными чувствами обозревала собственную кровать Трейси, смятые подушки и простыни, небрежно разбросанные вокруг ложа нижнее белье, рваные колготки, пару тапочек, грязные тампоны, пустую бутылку, окурки и другие предметы, включая использованные презервативы.По замыслу автора кровать была представлена

«за пару дней до самоубийства хозяйки из-за разрыва отношения». Объект зажил своей собственной, независимой от автора жизнью. Одна посетительница даже пришла на выставку с моющими средствами и была остановлена охраной при попытке почистить выставленные вещи. Два китайских художника, Юань Ча и Юань Юн Хи, работающие в жанре перфоманса, специально голыми скакали по кровати, чтобы «улучшить» работу, которая, по их мнению, «не пошла достаточно далеко».

"Моя кровать" - 1998"Моя кровать" путушествовала по миру вместе с аксессуарами

До тех пор, пока Чарльз Саачи не приобрел этот объект на аукционе за 150 тыс. фунтов, «Моя кровать» оставалась центром арт-дискуссий в Британии. Трейси Эмин стали поносить в прессе вместе с Дэмьеном Херстом (разумеется, газетные тиражи подскочили).

Если Херст шокировал публику своими заспиртованными тушами и головами, то Эмин - биографическими подробностями. Оба художника торговали смесью стыда и попрания всяких правил, но Херст использовала социальную сферу, а Эмин – личную.

Тэйт-галерея современного искусства в Лондоне"Белый куб" - галерея современного искусства в Лондоне

Инсталляция Эмин «Моя кровать» была показана во многих странах, включая коллективные выставки в Германии, Чили, Японии, Франции и Америке. Кроме того, у Эмин были персональные выставки в музеях Stedelijk в Амстердаме, Kunst Haus в Мюнхене, современного искусства

в Оксфорде (2002), в картинной галлерее Нового Южного Уэльса в Австралии (2003) и в центре современного искусства Garanti в Стамбуле (2004). В 2005 ее крупная экспозиция «Когда я думаю о сексе» была представлена в галерее «Белый куб» в Лондоне.

Инсталляция "Я чувствую твою улыбку" - 2005"Иногда я себя так... чувствую" - 2005

Трейси Эмин на выставке своих работ"Тем, кто терпит любовь"

Хотя о работах Эмин стали писать и говорить как о бесстыдной выставке ее сексуальных комплексов, бурная реакция прессы и внимание публики к ее персоне были обеспечены. Нейтральные критики назвали искусство Эмин трагичным, юмористичным и автобиографичным. Сама Эмин утверждала: «все, что я делаю – просмотренная, отредактированная и окончательно вычитанная продукция». Лидеры и знатоки модерна исповедуют простой принцип:

 «все, что продается, является искусством». Необходимо и достаточно иметь «товар». Вместо «художественных достоинств» используется рыночный арсенал: «промоушн», «коммуникация», «имидж», «бренд», «канал сбыта», «инвестиционная привлекательность» и др. В этих терминах публикуемые интимные события и детали личной жизни стали главными элементами имиджа художника и бренда «Трейси Эмин».

Трейси ЭминОбложка книги "Искусство Трейси Эмин" - 2002Трейси продвигает вещи своей подруги дизайнера Вивьен Вествуд

Творческие работы Эмин представлены в различных формах, включая вышивку, скульптуру, графику, видео и инсталляцию, фотографию и живопись.

Монопринты

Монопринты Эмин прекрасно документируют ее творчество. Они составляют дневник и обычно указывают на психологические моменты прошлого: «Из адской недели в 1994», «К черту тебя, Эдди», «Унылый ливень в Нью-Йорке» (1995), «Что-то не так», «Со мной что-то не то» (1997), «Несчастная любовь» (1999). Они составляют часть собрания работ Эммин в лондонской галерее Тейт. Объекты часто включают изображение и текст, представленный как поток сознания художника.

 Рапидная техника изготовления монопринтов позволяет Эмин фиксировать подчерк, стиль рисунка. По этой причине она иногда зачеркивает, исправляет слова. Эмин выполнила несколько работ, передавая тоску, которую она испытывала, путешествуя по городам и странам. Со слов Эмин: «Быть художником - не значит делать только красивые вещи, или рисовать задницы, это некоторый вид коммуникации, сообщение».

"Битва за любовь" - 1996"Что-то не так...""Тату-1"

Живопись

Отношения Эмин с живописью складывались непросто. В середине 1980-х на ее художественный стиль сильно повлияли работы норвежского экспрессиниста Эдварда Мюнха (1863-1944) и австрийского модерниста Эгона Шиле (1890-1918). Мюнх известен серией работ «Край жизни» (в их числе «Крик», 1893), в которых отразил печальные события своей жизни (смерть матери и сестры). Шиле во многом подражал своему наставнику и другу Г. Климту,

но (в отличие от последнего) живопись Шиле воспринималась его современниками как чистая порнография. В конце 1980-х Эмин прекратила рисовать и уничтожила все сделанные ею живописные работы. Этот период она описывала как «эмоциональный суицид», последовавший за выкидышем. Фотографии уничтоженных картин были частью ее первой персональной выставки «Моя ретроспектива» в галерее «Белый куб» в 1994.

Мюнх "Крик" - 1893Шиле "Обнаженный" - 1912

"60 дней женщины""Иногда я себя так чувствую"

Несколько акварелей Эмин показала на выставке премии Тернера в 1999, а также на своей выставке «Каждая моя часть кровоточила» в Нью-Йорке в том же году. Акварели включают 4 автопортрета Эмин, выполненные красками. Каждая картина этой серии называется одинаково: «Берлин, последняя неделя апреля 1998». В 2004-2006 Эмин пишет серии акварелей, среди них

«Пурпурная девственница» (2004), «Уснувшая в одиночестве с раскрытыми ногами» (2005), «Реинкарнация» (2005) и «Мастурбация» (2006). В мае 2005 Эмин представила живописные работы «Когда я думаю о человечестве» в лондонском «Белом кубе». Она заявила: «На этой выставке я хотела показать, что могу рисовать в реалистической манере».

Трейси Эмин "Автопортрет""Пурпурная девственница-5" - 2004"Пурпурная девственница-10" - 2004

"Уснувшая в одиночестве""После выкидыша-14" - 1990"Любящая тебя" - 2006

"Венец Дианы""Кейт Мосс"

"Мои прекрасные ноги-2""Вздымающийся рисунок"

Фотография

Трейси Эмин фотографировала в течение всей карьеры. Среди ее работ «Долина памятников» (1995-97), «Это все мое» (2000), «Иногда я чувствую себя красивой» (2000). Самые известные - 2 автопортрета, помещенные внутри знаменитой пляжной палатки: «Последнее, что я хотела тебе сказать - не оставляй мне здесь» I и II (2000).

Последние 2 фотоснимка образуют диптих, хотя часто выставлялись и были проданы отдельно. Снимки (часть музейных коллекций современного искусства в галереях Тейт, Саачи и Национальной галерее портретов Великобритании) растиражированы как открытки и продаются в музейных киосках по всему миру.

"Это все мое" - 2000"Автопортреты""Иногда..."

"Трейси Эмин-3""Обнаженная" - 2000Фото Трейси Эмин

Неон

Эмин много работала с неоновыми световыми трубками. Одна из таких работ – «Ты забыл расцеловать мою душу» (2001) – представляет собой выполненное в голубом неоне название

внутри неонового же сердца. Другая неоновая работа – эпатирующие фразы «Анальный секс законен» и «Законный секс анален» (1998).

"Я чувствую твою улыбку""Сплю с тобой" - 2005

"Ангел" - 2005"Ноги-7" - 2007"Художник-2"

Ткани

Эмин всю жизнь собирает куски тканей от занавесей, гостиничных простыней и разных полотен. И хранит их, чтобы использовать как эмоциональные акценты в последующих работах. Она часто работает с аппликациями из ткани, которые вырезаны в форме букв. Например, пришитые к креслу своей бабушки буквы «В кресле много денег» (1994), аппликация на одеяле в работах «Всегда сожалею» (2005) и «Как всегда» (2005). 13 апреля 2007 Эмин изготовила флаг, на который по диагонали нашила оранжево-красные буквы, образующие фразу

«Секрет в том, чтобы все спрятать». В края флага была зашита сперма. Объект размером 6×4 м под названием «Флаг в честь принятия желаемого за действительное» трепался над британской столицей до конца июля 2007. Вернувшись с Венецианской биеннале, Эмин (в июне 2007) выставила часть работ на благотворительный аукцион, в том числе расшитое вручную одеяло под названием «Средство путешествий для звезд». Вырученные 800 тыс. фунтов пошли в фонд Элтона Джона «АнтиСПИД».

Трейси Эмин на фоне аппликации"Растет со мной"

"Узнай мое прошлое" - 2002"Не будь твердым" - 2007"Послание" - 2002

Стеганое одеялоТрейси Эмин на аукционе - 2007Кадр из фильма Трейси Эмин "Cunt Vernacular"

Фильмы

В 1982 Эмин вместе с Билли Чайлдишем снялась в 11-минутной панковой короткометражке «Тихая жизнь» (сценарист и режиссер Юджин Дайен). Кроме того, она появилась в киноновеллах «Обжулено» и «Комната внаем» из трилогии режиссера Хагмана. Чисто автобиографичной работой Трейси Эмин стал фильм «Cunt Vernacular» (1997). Это рассказ Трейси о своей жизни, начиная с ее детства в Маргейте, о студенческих годах, об уничтожении своих ранних работ. Последняя лента «Верхнее пятно» (2004), по названию молодежного центра в Маргейте («Top Spot») – это срез подросткового опыта 6 девочек.

Естественная красота моря, восходов и заходов солнца соединена в ленте со стихами Трейси Эмин о Маргейте и песнями 1970-х. Лента снималась летом в Маргейте, Лондоне и Египте. Британская киноцензура ограничила прокат фильма аудиторией старше 18 лет из-за сцен подросткового суицида. В ответ Эмин изъяла ленту из проката, и фильм был показан лишь по телеканалу BBC. DVD-копия фильма выпущена в 2004. На волне ажиотажа ВВС предложила Трейси Эмин 500 тыс. фунтов, чтобы она сняла фильм на основе своей биографии. В фильме предполагается воспроизвести ее детские годы, юность, команду Бритартистс.

 

Трейси Эмин на премьере фильма "Top Spot"

Обложка книги Эмин "Strangeland"

Книга Эмин "Исследование души" - 1994

 

Книги

В 1987 в издательстве Хагмана под редакцией Билли Чайлдиша и Била Левиса вышла книга Т.К. Эмин «Шесть турецких рассказов», иллюстрации Билли Чайлдиша. В 1994 тиражем в 200 экз. был издан автобиографический рассказ о жизни Эмин с рождения до 13 лет под заголовком «Исследование души». В каждый экземпляр книги вложены 2 подписанные автором цветные фотографии. Книга помещалась в футляр из белой ткани с пришитыми вручную цветными инициалами «TE». В 2003 книга была переиздана нумерованным тиражем 1000 экземпляров (без футляра и снимков). В 2003 вышла книга Эмин «Подробности депрессии». Лимитированное пронумерованное издание дополнено старинным

 арабским стихотворением и серией фотоснимков окрестностей Северного Кипра. В 2005 под редакцией британского романиста Николаса Блинка вышли мемуары Эмин «Незнакомая страна» из 3 частей: «Страна мамы», «Страна папы» и «Страна Трейси». Критик Джанет Винтерсон написала о книге: «Ее последнее сочинение тягостно честно, и, несомненно, отредактировано тем, кто ее любит». В 2006 в издательстве Rizzoli вышла первая фундаментальная монография Эмин: «Трейси Эмин: произведения 1963-2006». В книгу включены все работы Эмин: графика, скульптура, фильмы, снимки и сочинения с комментариями Карла Фридмана.

 

Скульптура

В феврале 2005 бронзовая скульптура, выполненная Эмин, была установлена за собором в Ливерпуле. Она изображает маленькую птичку, сидящую на высокой бронзовом столбе, и сконструирована так, что при фронтальном взгляде кажется, что она исчезла. ВВС помогло городу приобрести и установить скульптуру. Среди других скульптурных работ Эмин отметим «Маску смерти» - бронзовый слепок собственной головы Эмин выставила в Национальной галерее портрета в 2005. Получившие популярность в 19 веке маски смерти использовались, чтобы сохранить последнее выражение лица.

В то время свято верили, что лицевые пропорции объясняют свойства личности: гения или злодея. В ироничном примечании к своей работе Эмин отметила, что прижизненный слепок своего лица она, согласно традиции, предоставляет для изучения критикам: «разглядывая меня, они пытаются разглядеть мое искусство». Маски смерти обычно делались с субъектов мужского пола. Красная ткань на бронзовой голове Эмин связывает ее с домашней сферой женщин, которая бросает вызов мужеским подходам к истории вообще и истории искусства, в частности.

Venice Biennale 2007

В июне 2007 Трейси Эмин представила Британию на 52-й Венецианской биеннале искусства, крупнейшей международной выставке современного искусства. Лозунг биеннале 2007 (куратор Роберт Сторр из США): «Размышляй с чувством; чувствуй разумно; твори в настоящем времени». Это самая крупная в истории биеннале выставка собрала экспозиции 106 стран (включая Россию) и многочисленные внеконкурсные выставки. Выставка Эмин в британском павильоне называется «Заимствованный свет» и включает ее работы, специально сделанные для Biennale.

Эмин - вторая художница, которая делает свою персональную выставку в британском павильоне после Рашель Уайтрид в 1997. Комментируя экспозицию, Эмин сказала: «Шанс выставиться на Венецианском биеннале – высокая честь. Это помогло мне переоценить результаты своей работы. «Заимствованный свет» - моя самая женственная по содержанию выставка, очень чувственная, но в то же самое время графически острая… Для меня, как художника, важно показать все - от эмоционального до сухого, педантичного, показать, что я переживаю очень сложное время».

Британский павильон в ВенецииЗал павильона с произведениями Трейси ЭминЭкспозиция Трейси Эмин в Венеции
"Как мне кажется я чувствую" - 2007"Неясный секс" - 2006
"Трейси х Трейси"Трейси Эмин у экспозиции в Венеции

Королевский академик

Впервые искусство Эмин было представлено в Королевской академии на сенсационной выставке в 1997. После чего Эмин участвовала в летних выставках в 2001 и 2004-2007. В 2006 году Эмин снимала фильм об «институциональном сексизме» (по сути, о засилье мужчин) в искусстве. Она пришла к руководителю выставочного отдела академии Норману Розенталю с вопросом: могла бы она при желании стать академиком? «Учтите, Норман, у меня нет члена», - сиронизировала Трейси. На что Розенталь ответил, что «в академии много членов без членов» и Эмин, вероятно, знает «какой-нибудь тайный способ» получить членство в академии. «Знаю самый простой, - парировала она, - обсудить это публично на телевидении». По-видимому, ее тактика сработала.

Том Филипс, председатель выставочного комитета академии, заявил: «Многие полагали, что Трейси – лишь короткая вспышка выставочной сенсации, но она доказала, что способна быть сильной и глубокой. Мы будем рады, если к нам присоединится молодая яркая художница с отличным чувством юмора». 29 марта 2007 Трейси Эмин была избрана членом Королевской академии искусств в Лондоне и таким образом стала «королевским академиком». Из 19 претендентов на почетное звание в категории «живопись» прошли 2 (второй – Тони Биван). Эмин присоединилась к элите британских художников, включая Дэвида Хокни, Питера Блейка, Энтони Каро и Алисона Вилдинга. Это позволит Эмин представлять до 6 работ на ежегодную летнюю выставку в Академии.

Художественная выставка в ЛондонеАкадемик Трейси Эмин на террасе своей лондонской квартиры

Журналисты не замедлили откликнуться на это событие: «Теперь целый выводок критиков и академиков напишут фундаментальный труд «Искусство Трейси Эмин», университеты введут новый курс «Метод Трейси», феминистки соберут средства на памятник, а фаны наденут майки «Я люблю Трейси».

Трансформация ее в культурную «икону» будет завершена. Из бедной испорченной девочки она превратилась в супер-звезду для поколения, воспитанного с помощью ТВ. Мадонна – отдыхает!» Конечно, не каждый может стать художником, но наше время демонстрирует, что любой может стать звездой.

(использованы сайты: whitecube.com, wikimedia.org, tate.org.uk, saatchi-gallary.co.uk, egs.edu)

текст: Вика Никитина


СобытияДомМодаРынокПерсонаШколаВидео
Создание сайта — веб-студия TiNet© 2007 ЭПИ «Мир дизайна»