admin
Сделать стартовойДобавить в избранное
Электронное периодическое издание

На главную      Контакты      Карта сайта
СобытияДомМодаРынокПерсонаШколаВидео
главная | Школа

Алвар Аалто - отец "северного модернизма"

07.09.2007

 

Выдающийся архитектор Алвар Аалто

Алвар Аалто (1898–1976) - финский архитектор и дизайнер. В странах Северной Европы (Дания, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция,) его называют «отцом модернизма». Поле его творческой деятельности весьма широко: от архитектуры (здания по его проектам построены во многих странах мира) до дизайна мебели, светильников и изделий из стекла (ваза «Савой», дизайн которой разработан им в 1936, всемирно известна как «ваза Аалто»).

Алвар Аалто родился 3 февраля 1898 в небольшом городке Куортане (Западная Финляндия). Его отец, по национальности финн, был инженером-геодезистом; мать – шведка – почтовым клерком. Семья Аалто считалась высокообразованной. Алвар был старшим из четырех детей.

Дом семьи АалтоАлвар был старшим ребенком в семье Аалто

Осенью 1916 юный Алвар закончил городской лицей, где любимым его предметом было рисование. Не исключено, что особую роль в его судьбе сыграло родное гнездо. Городок Куортане утопал в зелени, был окружен озерами и представлял собой образец северной природной красоты.

Куортане - город детства Алвара

Выбрав карьеру архитектора, в 1916 Алвар поступил в Политехнический институт в Хельсинки – в то время единственное место в Финляндии, где обучали архитектуре. Студенческие годы Алвара прошли в период волны национального движения за самоопределение Финляндии (бывшей российской провинции). В 1917 большевики предоставили Финляндии независимость, но в стране началась гражданская война. Прервав обучение в институте в 1918, Алвар вместе с другими студентами участвовал в финской гражданской войне на стороне «белофиннов». Вернувшись в институт, Алвар энергично взялся за учебу. Одновременно он подрабатывал, публикуя статьи на темы искусства в местных газетах.

Алвар - студент политехнического университета

Алвар вступил добровольцем в армию

Лестница в вилле "Маннер"Летом 1921 Аалто получил диплом архитектора и некоторое время работал в Хельсинки, хотя результаты труда его не удовлетворили. Первые комиссионные начинающего архитектора (в 1921 за проект церковной колокольни в Каухаярви, в 1923 – за виллу Маннер) были далеки от гонораров его друзей. Осенью 1923 Аалто переехал в город Ювяскюля (основанный в 1837 российским императором Николаем I), где открыл свое первое архитектурное бюро. Как провинциал он рассчитывал скорее получить престижную работу именно в небольшом городе. Так оно и случилось.
Вид на Ювяскула

Айно Марсио в 1924Вскоре Аалто принял на работу в свой офис молодую ассистентку Айно Марсио, уже профессионального архитектора. Айно придерживалась передовых взглядов и любила дальние поездки. Осенью 1924 они обвенчались и отправились в свадебное путешествие в Италию (через Швейцарию) с желанием исследовать архитектуру средиземноморья. Влияние этой поездки заметно в интерьере Рабочего клуба, разработанного Аалто. Принято считать (преимущественно в финской культурной среде), что Аалто был первым и наиболее влиятельным представителем так называемого «северного модернизма». Дотошные исследователи (шведы) нашли факты, которые свидетельствуют, что Аалто был знаком с известными шведскими пионерами модернизма, в частности, с Гуннаром Асплундом и Свеном Маркелиусом. И не только знаком, но и подражал им. Как бы там ни было, оставим эти версии историкам.

Айно с дочерью на фоне интерьера клубаЗдани аграрного общества-1927
Вид на город Турку

Алвар и Айно Аалто

В Ювяскула семья Аалто провела три счастливых года – у них родилась дочь, они участвовали во многих архитектурных конкурсах. В 1927 Алвар победил в конкурсе архитектурных проектов здания Юго-Западного финляндского агрокооператива и семья переехала в Турку. Жизнь в этом старинном городе стала удачным периодом для Аалто. Вскоре в семье родился сын. В городе уже были построены несколько зданий в функциональном стиле – новом архитектурном направлении. Наконец, благодаря морскому порту город имел удобную связь с другими частями Европы.

Санаторий в Паймио-1932Экспозиция выставки к 700-летию Турку-1929

В Турку Алвар познакомился с группой «заряженных» на творчество коллег, включая Эрика Бригмана, который активно интересовался модернизмом. В 1929 вместе с Бригманом Аалто оформил юбилейную городскую выставку в честь 700-летия Турку. 1929 стал важным для творчества Аалто также по другим причинам. Защищая принципы новой архитектуры, Алвар нашел новых друзей. Среди них: критики Карола и Зигфрид Гидеон, художник и адепт школы Баухаус Ласло Могол-Надь. Новый функциональный подход Аалто воплотил в проектах редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927–1929) и санатория в Паймио (1932). В последнем Аалто продемонстрировал возможности современной архитектуры для быстрого возведения комфортабельных зданий вдали от крупных городов. В 1933 с постройкой санатория в Паймио личная репутация Аалто как современного архитектора перешагнула границы страны. Как член Международного конгресса современной архитектуры Аалто представил свои последние работы во Франкфурте (1929) и в Афинах (1933). Они привлекли большое внимание коллег со всего мира.

Алвар на фоне библиотеки в Вийпуре (Выборге)-1927

Наступил момент, чтобы покорить Хельсинки. В то время столица Финляндии полностью находилась в руках старой архитектурной гвардии, получить заказ было непросто. К счастью для молодого архитектора было окончательно решено построить городскую библиотеку в Вийпури (ныне Выборг) по проекту Аалто (в 1927 он выиграл конкурс). В здании библиотеки Аалто полностью воплотил модернистский подход. Интерьеры отделывались натуральными материалами, стены окрашивались в теплые тона и отличались волнообразными линиями.

Здание библиотеки в ВыборгеИнтерьер библиотеки Алвара Аалто в Выборе

Переехав в 1933 в Хельсинки, Алвар Аалто, Айно Аалто, Майре Гуллихсен и Нильс-Густав Хал создали фирму по производству мебели «Артек» (1935). Дизайн мебели Аалто разработал вместе с Айно и Отто Короненом (этот момент считается началом современного финского дизайна).  Продажи мебели в стиле модерн не заставили себя ждать.

Барный стулКреслоПлетеное кресло
КреслоКреслоСкамья

Не имея в тот период заказов в Хельсинки, Аалто начал проектировать собственный дом в столичном районе Мункиниеми, где семья жила в последнее время. Дом (который включал и помещения для офиса) был закончен осенью 1936 и стал предвестником к окончательному манифесту архитектурных идей Алвара Аалто. Последние он воплотил в проекте виллы Майреа, который он сделал для своих друзей Майры и Гарри Гуллихсен. Архитектура виллы объединила современные формы и материалы с традициями и стала началом нового направления. Выбор окружающей среды как отправной точки для проектирования зданий стал фирменным знаком Аалто. Он применил этот подход и к планированию социальных объектов, начиная с коммунальной фабрики Санила.

Вид на ХельсинкиДом семьи Аалто в Хельсинки

Вилла "Майреа"-1936Коммунальная фабрика в Сунила

После путешествий в США в 1938 и 1939 Аалто вплотную занялся проблемами стандартизации. Он стал разрабатывать обобщенные формы, которые можно было бы применить к различным условиям внешней среды. Свои разработки он применил при проектировании павильона Финляндии для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939). На ряд критических замечаний в прессе по поводу дизайна павильона патриарх американской архитектуры Франк Ллойд Райт кратко ответил: «Это работа гения». Ясно, что международная репутация Аалто сильно возросла.

Выставка в Нью-Йорке-1939Великий архитектор Франк Ллойд Райт

После успеха в Нью-Йорке его захватило желание создать новый лучший мир для человека. Начало Второй мировой войны стало шоком для оптимистично настроенного архитектора. Чувство социальной ответственности заставило его искать новые подходы к обустройству послевоенной Финляндии. Аалто занялся вопросами городского планирования и развития строительной индустрии. Эти проблемы привели его в качестве приглашенного профессора в Массачусетский технологический институт. После окончания мировой войны Аалто проектирует свое первое здание за рубежом – студенческое общежитие МТИ. В этом проекте он продолжил поиски органической формы, прерванные войной. Новое здание позволило ему найти новые пути, чтобы использовать традиционный строительный материал – кирпич, для новых городских зданий.

Аалто - профессор Массачусетсткого технологического институтаПроект корпуса МТИ - Бейкер хаус
lАйно Аалто в 1940Бейкер-хаус в Кембридже-СШАl

Все это время жена Айно занималась интерьерами зданий, которые он проектировал. В январе 1949 Айно скончалась в результате осложнения, возникшего после болезни. Спасаясь от тяжести воспоминаний, Алвар полностью ушел в работу и много путешествовал.Айно Аалто скончалась в 1949

Алвар Аалто в студии - 1950-е

К середине ХХ в. Алвар Аалто был уже признанным во всем мире архитектором. В широко известной книге Зигфрида Гидеона «Пространство, время и архитектура. Рост новых тенденций» (1949) Аалто было уделено больше внимания, чем другим современным архитекторам, включая Ле Корбюзье. Характеризуя работы Алвара, Гидеон отметил: «Финляндия заметна везде, где прошел Аалто».

После того, как Аалто выиграл несколько архитектурных конкурсов в Финляндии, он решил вернуться домой. Первым его объектом в Хельсинки стало здание Финской инженерной ассоциации. Здание штаб-квартиры Национального пенсионного института (1948), комплекс Технологического университета в Отаниеми (1949), общественный центр в Саюнатсало (1949), офисное здание в Раутатало (1951), университет в Ювяскула (1951) были важными объектами 1950-х, в которых Аалто соединил природную среду с городской.

Здание Инженерной ассоциации ФинляндииНовая университетская библиотека в Ювяскула

В 1952 молодой архитектор Эльза-Кайса (Элисса) Мякиниеми стала его коллегой и второй женой. Экспериментальный дом в Мууратсало они построили как свою летнюю резиденцию. В этом проекте Аалто заново обратился к единению с природной средой, характерной для центральной Финляндии. Он экспериментировал с различными способами кирпичной кладки и сочетаниями цветов. Он стал писать красками и разработал дизайн своего катера, который назвал «Немо».

Элисса МякиниемиСемейные коттедж и катер - проекты Аалто

Вскоре Аалто нашел способ создавать из кирпичей строения любой формы. Его он использовал при строительстве культурного центра в Хельсинки в 1958. Свободно текущие линии здания воспроизводили оригинальную форму вазы, которую он разработал в 1936. Темно-красный кирпич дома резко контрастировал с ослепительно белым стенами церкви Вуоксенниска, которая открывалась внешнему миру большими стеклянными окнами. Наряду с кирпичами различного цвета и формы Аалто стал применять керамические полуцилиндры для отделки и как светоотражающие элементы. Например, для отделки стен национального пенсионного института.

Городской центр в Сунатсало-1952Керамические полуцилиндры Аалто
Центр культуры в Хельсинки-1958Ваза "Савой" - дизайн Алвара Аалто

На фоне господства в финской архитектуре классического стиля Аалто ввел новый – соединивший строгость линий с авангардными элементами, новые и традиционные материалы, на основе гармонии создаваемого искусственного пространства с окружающим ландшафтом. В 1957 Аалто наградили золотой медалью Королевского института британской архитектуры, а в 1963 золотой медалью Американского института архитектуры. В своей лондонской речи, произнесенной по поводу вручения ему награды, Алвар Аалто сказал: «Мы должны создавать простые, удобные, недекоративные вещи… такие вещи, которые находятся в гармонии с существом человека, и которые вполне подходят маленькому человеку с улицы».

Интерьер гостиной - Алвар АлтоНастольная лампа - дизайн Алвар Аалто
Тумба - дизайн Алвар АалтоСветильник - дизайн Алвар Аалто
Кувшин и стаканы - дизайн Алвар АалтоТеррасное кресло - дизайн Алвар Аалто
Чайный столик - дизайн Алвар АалтоВаза "Дуо" - дизайн Алвар Аалто
Журнальный стол - дизайн Алвар АалтоВаза "Финляндия" - дизайн Алвар Аалто

В 1958 Алвара Аалто избрали президентом Финской ассоциации архитекторов. На этом посту он пробыл 15 лет. В этот период молодые архитекторы часто критиковали Аалто за элитарность и вычурность его архитектурных решений. Несмотря на то, что Аалто отлично владел словом и пером, он не вступал в полемику, а занимался своими разработками. К концу 1950-х он выиграл множество конкурсов и получил немало творческих предложений. Например, городской холл в Кируне, музей искусства в Аалборге (1958), театр в Эссене (1959). В 1960-х он спроектировал городские центры в Сейнаеки и Рованиеми

 

Аалто - президент Ассоциации архитекторов Финляндии - 1958Учебный корпус университета Хельсинки
План центра Рованиеми-1960-еТеатр в Эссене - Германия

Аалто на море в Италии - 1960-еАлвар много путешествовал с Элиссой, особенно часто в Швейцарию и Италию. Там они нашли новых друзей, вместе отдыхали на природе, Алвар много плавал. 1960-е принесли ему много различных призов, как в Финляндии, так и за рубежом. В 1963 Алвара Аалто избрали президентом Академии Финляндии. На этом посту он оставался до 1968. В 1967-1971 по проекту Аалто был построен в Хельсинки знаменитый дворец «Финляндия». Здание из белого мрамора удачно вписано в городскую среду: один из его фасадов выходит на центральную магистраль, другой - открывается к городскому озеру.
Дворец "Финляндия" - фасадДворец "Финляндия" - фасад

Умер Аалто в Хельсинки 11 мая 1976. Спроектированный им Художественный музей в Ювяскюла (1973) позднее был посвящен памяти зодчего.

Алвар Аалто - 1974Музей архитектуры - 1973

Всю жизнь Аалто стремился воплотить в жизнь стремление человека жить в согласии и единении с окружающей его природой. Город, о котором мечтал Аалто, представлялся ему наполненным зелеными зонами, сходящимися к центру как артерии.

 

(фото автора, а также сайты: ru.wikipedia.org, britannica.com, wikipedia.org, alvaraalto.fi, artek.fi, bluffton.edu, kuortane.fi, findagrave.com, helsinki.fi)

текст: Александр Локотко


СобытияДомМодаРынокПерсонаШколаВидео
Создание сайта — веб-студия TiNet© 2007 ЭПИ «Мир дизайна»